Ярмарки в России: традиции и развитие

30
Май
2018

Историки считают, что ярмарки — это самые древние формы общения между продавцом и покупателем. Первые упоминания о них встречаются в документах XVI века, однако существуют доказательства работы ярмарок и во времена Киевской Руси. Места для ярмарок носили центральный характер. Также излюбленными площадками проведения являлись монастырские торжки.

Традиции

В основном подобные мероприятия были приурочены к церковным праздникам, что придавало ярмаркам торжественность и пышность. Так, например, летом в праздник Святой Троицы проводились большие Троицкие ярмарки. В августе — Ильинская ярмарка. Осенью, в сентябре, — Семеновская ярмарка. В начале зимы, в декабре, проходил Никольский торг перед праздником Николы Зимнего. Эта ярмарка была важна тем, что устанавливала цены, которые держались везде долгое время.

Особенно популярные ярмарки

Одна из самых древних ярмарок — Арская (недалеко от Казани) известна с середины 13 века.

«Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки — Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская». Особый характер имела киевская Контрактовая ярмарка, возникшая в начале 19 в. На ней заключались сделки (контракты) на оптовую куплю и продажу сахара, хлеба, металлов, угля и т.п.

Главная цель ярмарки

Это, конечно, продажа и покупка товаров. Но на протяжении всей истории своего развития ярмарки также служили информационным и культурным центром.

Интересный факт

Ярмарки в то время играли также миротворческую роль – когда между враждующими сторонами с целью попытки решения конфликта устанавливался так называемый ярмарочный мир, его нарушение строго наказывалось. Действовал даже специальный ярмарочный суд.

Развитие ярмарок

Изначально на ярмарках торговали продуктами и изделиями ручной работы. С развитием мануфактурного производства ассортимент ярмарок расширился. Такие торговые съезды играли большую роль не только во внутренней, но и во внешней торговле. Иностранные купцы доставляли в Россию товары из Восточной и Западной Европы, что положительно влияло на развитие торговых отношений между странами.

Ярмарочное веселье

Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. В народе не говорили «погулять на ярмарке», а только «погулять на горах» или «погулять под горами», «погулять под качелями».

К началу XIX в. ярмарки в России продолжали развиваться, однако уже во 2-й его половине обороты торговли стали снижаться. Причина — железнодорожное строительство. С началом революции история ярмарок в России практически закончилась. В начале 1930-х гг. XX века ярмарки в СССР были упразднены. С ними люди не просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных нужд. Одновременно для них исчезла среда приобщения к народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. В результате был нанесен непоправимый урон национальным традициям.

И только лишь в послевоенное время ярмарки постепенно стали возвращаться. Возрождение ярмарочных традиций началось с сельскохозяйственных выставок-ярмарок «РОССИЙСКИЙ ФЕРМЕР», которые традиционно проходят в Санкт-Петербурге.

Своим успехом с самого начала «Российский фермер» хоронил миф о деградировавшей деревне, спившихся крестьянах. С каждым годом возрастал интерес к российской продукции со стороны западных партнеров. При виде уверенного в себе фермера многие начинали задумываться — а чем я хуже? Наглядная демонстрация возможностей вселяла в посетителей веру в преодоление трудностей кризисного периода, стимулировала желание заняться самому этим делом

Сегодня

На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры. Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. В последние годы на рынке товаров легкой промышленности сложилась благоприятная для отечественных производителей конъюнктура. Экономический кризис ударил по доходам россиян, и они обратили внимание на отечественные товары. Тем более, благодаря действующему курсу российская продукция стала более конкурентоспособной.

Сбыт – самая большая проблема любого производственного бизнеса. Поэтому Минпромторг как куратор не только лёгкой промышленности, но и торговли решил, что нужно не просто поддерживать производство, а помогать с каналами сбыта:

«Мы начинаем новое направление деятельности Минпромторга, ориентированное на потребителей. Планируется проведение серии ярмарок во всех крупных городах нашей страны для того, чтобы поддержать малых и средних производителей, организовать канал сбыта продукции, а также продемонстрировать качественный, интересный и доступный для наших граждан и иностранных гостей товар российского производства», — Виктор Евтухов, статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.