Павловопосадкие платки – «визитка» и гордость России

04
Июль
2017

Если спросить любого иностранца, с чем у него ассоциируется образ русской красавицы, он непременно назовет яркий нарядный платок в народном стиле. Неслучайно в качестве сувениров туристы везут из России матрешки, красную икру, шапки-ушанки, и, конечно – платки.

История уникального и популярного во всем мире аксессуара – квадратных павловопосадских платков – насчитывает уже более 200 лет. До появления павловопосадской мануфактуры нарядные платки могли позволить себе только купчихи и барышни из состоятельных семей. У крестьянок возможности купить себе платок с изысканными узорами, просто не было.

Широкое производство «бюджетных» шерстяных шалей с набивным рисунком, моментально набравших популярность у покупательниц всех сословий, было налажено купцами Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в старинном городе Павловский Посад в начале 60-х годов XIX века.

За свою историю технология производства павловопосадских платков претерпела немало изменений. С самого начала работы фабрики и вплоть до 1970-х годов рисунок наносили на ткань методом «ручной набойки»: для создания одного платка требовалось до 400 наложений деревянной формы.

Для такой «ювелирной» работы нанимали лучших из лучших: ведь если мастер, прикладывая доску, ошибется хотя бы на несколько миллиметров – платок будет испорчен. Лишь позже краску на фабрике стали наносить с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов – это позволило не только разнообразить цвета, но и сделать рисунок более изящным.

В дизайне знаменитых павловопосадских платков испокон веков преобладали разномастные цветочные мотивы. На них выбивали пионы, розы и ромашки, а на самых оригинальных появлялись также античные вазы,  лотосы и лебеди. Серьезные сюжетные изменения на изделиях произошли лишь после революции: узоры и орнаменты дополнили темы индустриализации и коллективизации, а также изображения животных (например, знаменитая шаль «Леопарды»).

Вместе с тем, после революции любимые в народе платки чуть было не перестали выпускать: их сочли слишком ярким «пережитком» минувших дней. Но, несмотря на появление шапок и беретов, платки продолжали не только выпускать, но и носить.

В годы ВОВ павловопосадским фабрикантам пришлось переформатироваться, наладив выпуск тканей для обмундирования Красной Армии. Но по окончании войны производство снова вернулось в мирное русло, и уже в 1950-е годы советские женщины снова смогли увидеть на витринах магазинов чистошерстяные набивные платки.

Сегодня Павловопосадская платочная мануфактура продолжает производить неповторимые, но всегда узнаваемые платки и шали, а также получать престижные награды. Предприятие имеет статус народного художественного промысла России и ежегодно выпускает около 800 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка, льна.

Кропотливая работа над новым изделием начинается с рисунка гуашью на ватмане (крока), затем к процессу подключаются колористы, а готовый рисунок переносят на ткань с помощью автоматических печатных машин. Но самые ответственные операции – как и сотни лет назад – выполняются вручную.