Надежда Ламанова — первое имя русской моды

28
Январь
2016

Имя Надежды Ламановой занимает достойное место в пантеоне легенд мировой моды рядом с такими модельерами-реформаторами, как Коко Шанель, Поль Пуаре, Эльза Скиапарелли.

Великолепная модистка

Надежда Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шузилово, расположенной рядом с Нижним Новгородом, в семье обедневшего дворянина, полковника Петра Михайловича Ламанова. Девочка довольно рано осиротела, поэтому ей приходилось с раннего детства рассчитывать только на себя. Как и многие бесприданницы того времени, после окончания восьми классов гимназии, Надежда решила зарабатывать на жизнь рукоделием, поступив в Московскую школу кройки и шитья Ольги Сабуровой.

Способности Ламановой быстро заметили и вскоре она стала закройщицей в знаменитой в те годы мастерской г-жи Войткевич, где талант молодой модистки оценили первые дамы Москвы. Популярность Ламановой неуклонно росла, несмотря на то, что у нее была очень своеобразная манера работать. Она проводила многочасовые примерки, слой за слоем драпируя ткань и экспериментируя с отделкой, буквально доводя клиенток до обморока. После того, как была придумана основная идея платья, Ламанова отдавала дальнейшую работу в руки своих помощниц, высококлассных портних. Даже ходили слухи, что Ламанова не умеет шить. Конечно, это было не так – шить тогда девочки начинали с самого детства, тем более Надежда была выпускницей школы модисток. Просто Ламанова не хотела расходовать свое драгоценное время и талант на рутинные занятия, ведь она по праву считала себя «архитектором моды».

2_pic

Звезда эпохи

Вскоре Ламанова стала довольно состоятельной особой. Кроме того, она вышла замуж за преуспевающего юриста Андрея Павловича Каютова. Ее красавец муж впоследствии стал управляющим знаменитого страхового общества «Россия». Они прожили вместе долгую и счастливую жизнь – около 45 лет, несмотря на то, что у пары не было детей, видимо их заменили ученицы Ламановой, ее работа и ее племянницы, которым она всегда помогала.

3_pic

Портрет Надежды Ламановой. Валентин Серов

Муж был актером-любителем и ввел Надежду Петровну в круг московской богемы, познакомив с Марией Ермоловой, Ольгой Книппер-Чеховой, Константином Станиславским. Любовь к театру сохранилась у Ламановой всю жизнь. Начиная с 1901 года, по просьбе Станиславского она разрабатывала костюмы для постановок Московского Художественного театра. В созданных ею блистательных платьях на сцену выходили актрисы в спектаклях «Анна Каренина», «Вишневый сад», «Женитьба Фигаро». Всему миру известен портрет кисти Валентина Серова, на котором Мария Ермолова изображена в платье от Надежды Ламановой.

4_pic
Портрет Марии Ермоловой. Валентин Серов
 
Надежда Ламанова открыла собственное ателье на престижной Большой Дмитровке, клиентками которого были аристократки, примы ведущих театров, жены и дочери богатейших людей Москвы и Петербурга. Ламановой заинтересовалась и императрица Александра Федоровна, удостоив ее модный дом высшим знаком отличия – «поставщик двора Ея Императорского Величества».

Но Ламанова не почивала на лаврах, а чутко следила за меняющейся вместе с миром модой. Она часто бывала в Париже, черпая вдохновение в модной европейской столице. Там Надежда Петровна познакомилась с великим кутюрье Полем Пуаре, мечтавшим избавить женщин от корсетов и нижних юбок. Они стали большими друзьями и очень уважали творчество друг друга. Когда Пуаре привез в Москву свою революционную восточную коллекцию, ее демонстрация состоялась дома у Надежды Ламановой.

Мода и революция

Все изменилось в 1917 году, когда в одночасье Ламанова потеряла почти все – клиентуру, ателье, состояние. Все, кроме своего таланта и своей Родины, поскольку она не захотела покинуть послереволюционную Россию. Но, как оказалось, ее прекрасные платья были востребованы и у новой власти – новыми клиентками Ламановой стали жены номенклатурных работников Страны Советов. Она продолжала работать и с театром, в 1921 году приступив к работе в театре Вахтангова. В разработанных Надеждой Петровной роскошных костюмах, на деле созданных из полотенец, одеял и занавесок, так как настоящих тканей было невозможно достать,  выходили на сцену герои спектакля «Принцесса Турандот», поражая воображение публики. Сделанная ею из подручных материалов коллекция заслужила в апреле 1925 года Гран-при на Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.

5_pic
Успех на Парижской выставке и введение в России новой экономической политики (НЭПа) позволили Надежде Петровне обратиться к министру культуры Луначарскому (жена которого была актрисой Малого театра и поклонницей Ламановой) с предложением создать Мастерскую современного костюма. Новая свободная мода будила воображение модельера. Мастерская была создана и Ламанова почти с нуля начала возрождать русскую моду, воспитывая следующее поколение модельеров. Надежда Петровна также инициировала открытие первых швейных учебных заведений Советского Союза. Ламановой принадлежит и авторство теоретических основ искусства моделирования, которые стали переворотом в искусстве моделирования костюма.

6_pic

Лиля Брик и Эльза Триоле демонстрируют модели Ламановой

В тридцатых годах карьера Ламановой достигла нового пика – ее наряды носили жены первых лиц государства, звезды кино, такие иконы стиля, как Лиля Брик и Эльза Триоле. Созданные ею модели можно было увидеть на экране в культовых кинокартинах «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (1938 год), «Цирк» Григория Александрова (1936 год), «Аэлита» Якова Протазанова (1924 год). А ведь Надежде Петровне тогда уже шел восьмой десяток, что не мешало ей оставаться все такой же работоспособной, сохранять свежесть взгляда и молодость восприятия.

11

Кадры из кинофильмов «Цирк» и «Аэлита». Костюмы Надежды Ламановой

Связь времен

Но впереди было новое испытание – Великая Отечественная война. И Надежда Петровна чувствовала, что не переживет ее. В разговоре она как-то призналась своей лучшей подруге скульптору Вере Мухиной, что скорее всего скоро умрет, и произнесла легендарную фразу: «Ведь у меня остались всего две капли «Коти»! Речь шла о любимых духах Ламановой, которые олицетворяли для нее ее прошлую жизнь.  Она чувствовала, что так же как иссякли духи, иссекают и ее силы.

Уход из жизни Ламановой был драматичным и трагичным. Осенью 1941 года она собиралась отправиться в эвакуацию с Московским Художественным театром, но когда пришла на сборный пункт, но там уже никого не было. Ее просто забыли – как чеховского Фирса. Тогда Надежда Петровна присела на лавочку в сквере у Большого театра, где ее настиг сердечный приступ.

9_pic

Однако, как и все гении, Ламанова обессмертила свое имя своим творчеством. Сегодня созданные «архитектором моды» модели хранятся в собрании государственного Эрмитажа, других крупных музеях, в театрах и частных коллекциях. Под покровительством легенды нашего времени – Славы Зайцева – был создан конкурс профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой. Победителями этого конкурса становились Гога Никабадзе, Юлия Цезарь, Олег Бирюков, Анна и Алексей Бородулины, Яна Гатауллина и другие яркие имена современной российской моды. То есть Надежда Ламанова, при жизни помогавшая молодым талантам, и сегодня продолжает открывать новые имена и зажигать новые звезды.