Кружевные узоры: от Мценска до Ельца

11
Январь
2016

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Елецкое кружево появилось почти на столетие позже, но было не менее известно и популярно в России и за рубежом.

Столетия назад кружево было одним из самых важных декоративных элементов в гардеробе каждой уважающей себя модницы, где бы она ни жила – в деревне или в городе. Кружево передавалось по наследству, им украшался домашний текстиль, его хранили для приданного. Поэтому работа кружевниц ценилась очень высоко и мастерицы каждого «кружевного» региона обладали своим творческим почерком и характерным стилем.

В России очень ценилось кружево Орловской губернии, особенно мценское и елецкое. Еще в XVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Для обучения местных девушек она пригласила двух искусных мастериц из Бельгии. Однако, русские ученицы очень быстро превзошли своих заморских учительниц и мценское кружево стало известно не только за пределами губернии, но и за пределами страны – настолько уникальные узоры создавали виртуозные кружевницы. Так было создано самое крупное кружевное производство в России, на котором в то время работало около 1200 мастериц. Воздушные мценские изделия поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

Kruzhevnye_uzory_2

Мценское кружево (1880 год)

Елецкое кружевное производство появилось позже и многое позаимствовало у своего соседа Мценска. Тем не менее, есть у кружевных узоров этих двух прекрасных городов и собственные характеры, по которым их легко различали. В мценском кружеве, более архаичном, преобладали геометрические мотивы и до XVIII века там практически не использовались фоновые решетки, поэтому плетение получалось особенно воздушным и изящным. В елецком кружеве чаще использовали растительные орнаменты, а в XIX веке в нем начала широко применяться сетка. В изделиях из Ельца этого временного периода также можно часто встретить изображения оленей и лебедей. Многие фигуры были обведены шелковой сканью голубого, розового и охристого цвета.

Kruzhevnye_uzory_3

Елецкое кружево (начало XIX века)

Кружевной промысел активно стал развиваться в Ельце в середине XIX века. Однако сначала женщины занимались здесь плетением другого рода. Из шерстяной нити на больших коклюшках они изготовляли шнуры-гарусы, которые шли на отделку солдатских мундиров. Но армейская форма изменилась, вместе с этим упал спрос на гарус, а его место уверенно заняло кружево. В самом Ельце кружевниц было немного, но городские мещанки являлись лучшими мастерицами. Кружевоплетение активно распространялось вокруг города в радиусе около 30 км. Последние десятилетия  XIX века промысел расширялся территориально, увеличивалось число кружевниц – в 1915 году их насчитывалось уже почти 25 тысяч. Занимались кружевоплетением в монастырях и слободах – это было самым распространенным женским занятием. Кружево плели на заказ, для себя, для продажи на базаре. Торговки кружевом определяли «тренды» того времени и заказывали мастерицам новые модные рисунки.

Kruzhevnye_uzory_4

Елецкое кружево (1880 год)

Многие десятилетия Орловская губерния занимала первое место по производству кружева в России. На стыке ХIХ и ХХ столетий меценатка княгиня Анна Дмитриевна Тенишева открыла в Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Там девочек учили не только плетению, но и грамоте, рисованию. Для наиболее талантливых юных мастериц был открыт бесплатный пансион.

В начале XIX века качество мценского и елецкого кружева достигло таких высот, что было удостоено серебряной медали на Всемирной выставке в Париже и почетного диплома на выставке в Глазго. Масштабы производства тоже были внушительными. Но, к сожалению, с началом Первой мировой войны производство стало  стремительно сокращаться, а после революции совсем сошло на нет. Сейчас мастерицы Ельца и Мценска пытаются возрождать ремесленные традиции своей губернии. Открываются школы кружевниц, в которых с большим интересом и энтузиазмом учатся девочки и женщины разных возрастов, а значит у российского кружевоплетения есть не только прошлое, но и будущее.