«Наука помогает творить». Стилист — об этносе в современном дизайне одежды

18
Июль
2019

Каждая женщина интересуется модой. Кто-то ей неустанно следует, а кто-то ее диктует и создает. Несколько лет назад Сусанна Макерова, заведующая кафедрой английской филологии Адыгейского государственного университета, доктор филологических наук, профессор, основала в Майкопе Лабораторию Моды. Она рассказала о том, как иностранные языки совмещает с языком Моды.

Как свобода влияет на образ

Модой Сусанна увлекается давно. Еще будучи студенткой, могла одеться так, что жители тихого городка смотрели на экстравагантную девушку во все глаза и затаив дыхание.

«Возможно, людей поражало то, что я сочетала несочетаемые, казалось бы, вещи. Например, под легкий шелковый сарафанчик могла надеть тяжелые солдатские ботинки. Этот образ я подсмотрела в одном из клипов, где снималась Алисия Сильверстоун. Мне он так понравился, что в одной из поездок заграницу я купила пару высоких ботинок — белого и горчичного цвета и стала их носить. Представьте себе Майкоп, жаркое лето, начало девяностых. И тут я, в таком, не совсем типичном для адыгейской девушки наряде. Сейчас этим никого не удивишь. А тогда казалось вызовом. Тем более в нашем скромном, аутентичном городке. Откуда такая смелость? Наверное, все дело в том, что я рано стала путешествовать. Поскольку занималась языками, еще в юношестве побывала в США, Европе. С интересом наблюдала, как они себя там ведут, как одеваются. Не могу сказать, что все это было супермодно и красиво. Но чувствовалось, что иностранцы были свободны и раскованны внутри, и это отображалось в образах, которые они на себя примеряли».

Кстати, парадокс — в сегодняшних моделях, которые создает Сусанна, четко прослеживается национальный мотив.

«В самом начале своего творческого пути я участвовала в конкурсе молодых дизайнеров «Подиум», который проходил здесь же, в Майкопе, — рассказывает она. — Тогда в жюри присутствовала основательница Дома Моды в Краснодаре Татьяна Васильева. Она, посмотрев наши работы, и подсказала: «У вас столько интересного материала, почему бы не создать коллекцию на этническую тему?». И я стала пробовать. Тем более, эта территория на тот момент не была занята.

Конечно же, я выросла в этой атмосфере — знала и обычаи, и традиции, и музыку. Но стала изучать наш костюм более подробно, пыталась его трансформировать. Сделать это довольно нелегко. Возможно, он и должен существовать в первозданном виде. Но… началась новая жизнь, полная приключений. Моя первая коллекция называлась «Черкешенка» — абсолютно современная одежда, правда, в ней четко угадывались национальные мотивы. Это была сложная работа. Хотелось, чтобы все выглядело стильно, гармонично. Этническая тема — богатейшая. Это козырь, которого у других народов нет. Да, традиционным костюмом многие занимаются, есть прекрасные мастера. Сохранение традиций — великое дело, но это «вчера», то, что уже было. И я уверена, чтобы традиция жила, нужно продолжение истории. Меняется общество, образ жизни, и костюм должен меняться — быть удобным и соответствовать сегодняшним потребностям. Я пытаюсь об этом поведать миру. И в этом деле — не одна. Трансформацией национального костюма увлекаются многие модные дома. Очень актуальны африканские мотивы, восточные. А почему бы не привнести в массы и черкесские элементы?».

Почему башлык незаменим

Один из них, благодаря майкопскому дизайнеру, уже стал популярен. Это башлык.

«Шарф актуален во все времена, — говорит Сусанна. — В Европе это вообще незаменимый аксессуар — им дополняют любой образ. Во-первых, это стильно, во-вторых, практично. Наш башлык еще более функционален. Поэтому мы его представляем в разных конфигурациях — из разных тканей, с декорированными элементами, национальными орнаментами и вышивкой. Человек, вышедший в таком башлыке на улицу, никогда не остается незамеченным».

Сегодня одежду Сусанны Макеровой можно увидеть не только на специальных показах и дефиле, в которых она участвует постоянно. Ее наряды с удовольствием носят звезды российской эстрады, а не так давно Сусанна создала сценические костюмы для спектакля театра «Современник» «Пока существует пространство». В главных ролях Валентин Гафт и Саид Багов.

Коллекция Сусанны представлялись и на Неделе высокой Моды в Москве. В апреле свою одежду демонстрировала на специальной выставке в Совете Федерации.

«Это была не просто выставка, — рассказывает дизайнер. — В СФ обсуждали проблемы импортозамещения в легкой промышленности и способы их решения. Без поддержки властей развитие этой отрасли невозможно. В планах создать оргкомитет и взаимодействовать».

Кстати, Сусанна признается, что работа в университете тоже оказывает влияние на ее творчество.

«Изучая язык, окунаешься в культуру и традиции народа, опыляешься всем этим, — рассуждает она. — Так как я занимаюсь непосредственно этнической составляющей в дизайне, мне это необходимо. Но, как говорится, без прошлого нет будущего. Недавно на одном из диссертационных советов поймала себя на мысли, что наука — это направление, связанное с движением мысли. То есть наука — это новые идеи. А дизайнер — это человек, который генерирует эти идеи. Получается, что основная моя профессия помогает реализовать себя в творчестве».

https://woman.rambler.ru/fashion/42509606-nauka-pomogaet-tvorit-stilist-ob-etnose-v-sovremennom-dizayne-odezhdy/