Алексей Мурзенок, РЭЦ: «Китай это — не только главный производитель легкой промышленности, но и главный потребитель»

06
Июнь
2019

В рамках Недели российского ритейла состоялась панельная дискуссия «Возможности маркетплейса Tmall в России. Экспортный потенциал». По завершении, участник дискуссии, директор по развитию электронной торговли Российского экспортного центра Алексей Мурзенок ответил на вопросы корреспондента ИА «РИА Мода» Ирины Щелкуновой.

ИА «РИА Мода»: Что делает РЭЦ по экспорту товаров легкой промышленности/ fashion по направлению Китай?

Алексей Мурзенок: Давайте начнём с того, откуда есть запрос. И запрос на легкую промышленность есть у нас со стороны Китая. И это, действительно, многих у нас удивляет. Китайцы нас что говорят? «Мы очень хотим видеть российскую брендовую одежду у себя на маркетплейсах. И не эта одежда должна быть не только брендовая, но, желательно, еще и дорогая». Связано это с тем, что, опять же с их слов, ширпотреб и сами могут нашить себе, а вот с брендами им поработать интересно. С учетом того, что уровень жизни в Китае сейчас гораздо выше, чем уровень жизни в России и даже часто, чем уровень жизни в Москве, китайцы привыкли покупать дорогую, качественную, интересную одежду. В России это звучит удивительно, но, тем не менее с китайской стороны есть такой запрос.

ИА «РИА Мода»: Что интересно потребителю?

Алексей Мурзенок: Одежда, обувь, аксессуары, очки. На сессии я говорил, Китай это — не только главный производитель легкой промышленности, но и главный потребитель. В том числе из за рубежа. Китайцы, действительно, любят модно одеваться и им это интересно, не только женщинам, но и мужчинам. Это — огромный рынок.

Что делает РЭЦ? Так как у нас есть такой запрос, сейчас мы стараемся проработать наших ведущих «агрегаторов брендов», чтобы таким агрегированным составом попытаться их вывести на территорию Китая. Оффлайновая система уже, в принципе, тоже готова. Сейчас мы работаем по косметике и по еде, третьим этапом будет легкая промышленность.

Если говорить о том, что в Китае интересно — все. От одежды, которую производит «Армия России», до очень эксклюзивных идей. Допустим, в Харбине в январе этого года видел группу молодых китайцев лет по 18, в очень добротных пуховиках, температура была низкая, около -15, и у них на спине было написано модной сейчас кириллицей наше русское неприличное послание. Не уверен, знали ли они, что именно там написано, но они точно осознавали, что они — «самые четкие» на этом празднике жизни.

ИА «РИА Мода»: У многих ассоциации, если Китай, то что-то невообразимо навороченное, ультрамодное, это не совсем так?

Алексей Мурзенок: Конечно, им интересно и классическое, и креативное. Другое дело, допустим, я себе в Китае не мог подобрать брюки нужной длины, у них несколько другие фигуры, другой типаж. Это не хорошо и не плохо. На это нужно обратить внимание. Естественно, нужно сначала изучить рынок.

ИА «РИА Мода»: Какую поддержку оказывает РЭЦ? На уровне документов, на уровне консультаций?

Алексей Мурзенок: Не только на уровне консультаций, но это — первый шаг. Консультирование — самое главное. Допустим, перед выходом в Китай надо зарегистрировать свою торговую марку. Это — абсолютно обязательный шаг, потому что, если вы не зарегистрируете, то со 100% вероятностью ее зарегистрирует на себя вш китайский контрагент. И по другому там не работает. Они не нарушают закон, просто такое законодательство. Естественно, мы описываем весь алгоритм выхода на китайский рынок, так как мое направление занимается электронной торговлей, в первую очередь мы ориентируемся на он-лайн. И, наверное, это логично, с учетом того, что китайцы очень любят покупать в интернете.

ИА «РИА Мода»: В чем основное отличие выхода в он-лайн и оффлайн в Китае для российского производителя?

Алексей Мурзенок: Отличие существует, но в большей степени — организационное. При выходе в оффлайн вам, как правило, нужен местный дистрибьютор, который будет знать и иметь возможности выхода в оффлайновые сети. При выходе в он-лайн вы можете это сделать самостоятельно, с учетом различных организационных моментов, а можете сделать также через дистрибьютора. В любом случае, выход в он-лайн будет гораздо дешевле и быстрее.

ИА «РИА Мода»: Можно сказать, что в качестве тестового этапа, вы советуете он-лайн?

Алексей Мурзенок: Я бы так не сказал, потому что это — не тестовый этап. Омниканальность обязательно должна присутствовать, и выход в он-лайн — абсолютно необходимая вещь при выходе на китайский рынок. Допустим, вы привезли какую-то вещь в Китай и выставили в шоу-рум. Китаец в первую очередь зайдет на Taobao, и если вашей вещи там нет, он будет считать, это — либо какая-то ерунда, либо такого товара нет в принципе в природе, потому что на Taobao есть все. По другому они не проверяют. Они не полезут в поисковик Baidu, аналог Google, искать эту вещь. Они зайдут на маркет-плейс искать и будут искать там.