02.08.2017

Вся мировая мода и дизайн «вышли» из эскизов СССР!

29 августа 2017 года в легендарном московском выставочном павильоне «Рабочий и колхозница» ВДНХ откроется экспозиция, которая должна стать настоящим прорывом! Реконструкция работ художников СССР под названием «Мода - народу! От конструктивизма к дизайну» представит зрителям дизайнерские произведения, некоторые из которых еще ни разу не воплощались в жизнь.

 

Rustekstile провел интервью с автором идеи проекта – историком моды, куратором выставки Наталией Козловой.

 

Rustekstile: Как зарождался проект?

 

Наталия Козлова (Н.К.): Выставка и ее название – «Мода народу! От конструктивизма к дизайну», появились ещё в 2012 году. Изначально у меня была идея показать моду через проекцию конструктивизма. Но этот проект не был осуществлён, и я начала думать, что, наверное, ещё не пришло время.

 

И вот наконец-то, время пришло! 2017 год – 100-летие Октябрьской Революции, когда мы должны подводить итоги и думать: а что тогда было всё-таки хорошего, а не только плохого.

 

Революция вынесла на гребне волны потрясающих гениев, творцов, которые перевернули весь мир и, действительно, как с белого листа начали работать в искусстве …для народа. Они выдвинули лозунг, что искусство не должно быть элитарным, а должно принадлежать народу, - в театре, в спорте, в костюме, в архитектуре, в рабочих клубах, библиотеках...

 

Например, братья Веснины – блестящие архитекторы, создававшие потрясающие здания, многие из которых были построены в 1920-1930-е гг., рисовали эскизы и декорации для театра.

Родченко и Варвара Степанова – муж и жена, основатели конструктивизма, - тоже пробовали себя в разных видах искусства: и в плакате, и в фотографии, и в костюме, и в театре. Например, А.Родченко создав «рабочий клуб», который был показан в 1925 году в Париже на Международной выставке Ар Деко, получил медаль и диплом. А Надежда Ламанова там же получила Гран-при за современную коллекцию в русском стиле, которую она делала с Верой Мухиной, Надеждой Макаровой, Евгенией Прибыльской, - целая плеяда замечательных творцов принимала участие в создании этой коллекции! Ламанова писала: «Сделать одежду целесообразной и красивой – значит сделать жизнь вовсе не отдельных привилегированных людей, а жизнь широких слоев населения тоже более удобной и красивой». Там же, на весь мир, прославился архитектор К. Мельников, создав советский павильон. И таких примеров было много.

 

Когда я стала изучать период конструктивизма, я подумала: «Боже мой! Как всё это актуально и современно, как будто и не прошел целый век!». Мне захотелось показать это молодёжи: «Ребята, посмотрите, какие они были гениальные!» И здания сейчас строятся такие же высотные, как мечтали романтики-архитекторы в то время… И мебель сейчас очень часто создается в конструктивистских формах… Сегодня многие художники повторяют стиль плакатов революционной эпохи. Лиля Брик с рупором, призывающая читать книги, растиражирована огромным количеством вариаций плакатов….

Встречаясь с профессионалами из Музея Архитектуры им. А.В. Щусева, я узнала о первых шагах конструктивистов. Большевики понимали, что народу нужен «хлеб и зрелища». Они стали заказывать оформление праздников тем художникам, которые поддержали революцию и не сбежали из России. А народные зрелища, какие в ту эпоху могли быть? Это – парады и спорт-парады, демонстрации, и конечно, театр. Конструктивисты первыми получили заказы на различные транспаранты, декорации, потом стали создавать необыкновенные арки для выставок достижений страны Советов. А потом уже тенденция перешла к строительству самих зданий, особенно в период НЭПа, когда утихла гражданская война. И здесь фантазия архитекторов шагнула за горизонты возможного. Они мечтали так дерзко, что только сейчас их идеи начинает воплощаться, представляете!? Какие были гениальными – В. Татлин, К. Мельников, братья Веснины, Э.Лисицкий, Н. Щусев, И. Леонидов, Я.Чернихов!!!

 

Мне хотелось рассказать о веке триумфа конструктивизма, связать две эпохи: эпоху постреволюционную и эпоху современную. Я когда-то сказала Ив Сен-Лорану: «O Monsieur, vous êtes génial!» (Вы гениальны!). И он смущенно спросил: «c'est moi» (Я?). Потому, что во Франции гением называют человека только через 100 лет – великое видится на расстоянии. Мне очень хотелось через век определить заслуги наших конструктивистов и показать, что они – гениальны.

 

Rustekstile: С какими шедеврами советского дизайна смогут познакомиться посетители выставки?

 

Н.К.: Выставка состоит из двух тематических слоганов: «Мода народу!» - это первая часть. Она у нас представлена будет в разных спектрах: театральный костюм, спортивная одежда, мода в повседневной жизни, спецодежда, различные ткани и платки. У нас очень много партнеров: Центральный музей современной истории России, Центральный Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей Архитектуры имени АВ. Щусева, «Государственный музей В.В. Маяковского», Историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Музей театрального и музыкального искусства СПб, Научно-выставочный комплекс «Галерея тканей» РГУ им. А.Н.Косыгина, Музей «МАРХИ»… Мы вместе провели огромную работу, отобрали много прекрасных «знаковых» экспонатов.

 

Другая часть названия выставки «От конструктивизма к дизайну» не менее важна. Второй этаж выставочного комплекса «Рабочий и колхозница» мы посвящаем именно дизайну и архитектуре. У нас будут представлены не только исторические плакаты А.Родченко, но и очень интересные современные плакаты. Зрители увидят необыкновенно интересные работы из жанра кинетики В.Колейчука, объекты «выходят из картины» и выступают самостоятельными арт-объектами. И это, между прочим, были первые пробы 3D (тридэ), как мы говорим сейчас, объёмные.

 

Мы очень благодарны коллекционеру и внуку Александра Родченко и Варвары Степановой – проректору Академии им. С. Г. Строганова Александру Николаевичу Лаврентьеву. Он так много предоставил нам для экспозиции подлинников - уникальных вещей, которые мы даже и не мечтали получить. Написал статью для каталога, и надеюсь, прочитает лекцию для молодежи о своих гениальных предках.

 

Также и Александр Чернихов, создавший фонд Якова Чернихова и пропагандирующий его искусство, предоставляет уникальные экспонаты…

 

Rustekstile: Новаторы, которые должны быть «впереди планеты всей» во всём, - в дизайне, в одежде, в архитектуре - так можно сказать про наших конструктивистов?

 

Н.К.: Конечно! Конструктивисты пламенно утверждали, что будут создавать не живопись, а созидать в природе: строить парки, рощи, дома, клубы для обычного человека…. В те годы Европа об этом и не мечтала, 100 лет назад о демократизации тогда никто не думал. А русские творцы первыми провозгласили это, подумали, каким должен быть труд рабочих, как они должны одеваться. Первыми придумали спецодежду, чтобы удобно было работать на производстве…

 

Я очень хочу, чтобы именно молодёжь пришла на эту выставку. Когда она увидит, что у нас есть чем гордиться, что наши конструктивисты признаны во всем мире. Что именно они придумали дизайн, только они назвали его по-другому: «индустриальным искусством». А.Родченко говорил: «Творить новое надо новыми средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники». Эти идеи стали основой для развития школы дизайна ХХ века. А единственный «Русский стиль авангарда» теперь знаменитый во всём мире - это конструктивизм.

 

Rustekstile: Каков главный девиз выставки?

 

Н.К.: Тема конструктивизма была отражена на многих выставках: и за рубежом, и у нас. Но никто не старался на одной выставочной площадке объединить все виды искусства, связанные с конструктивизмом. Мы хотим показать, что мода и архитектура, плакат и фотография, дизайн и театр – всё это взаимосвязано.

 

Знаете, Дягилев говорил: «Удиви меня!». Это очень важная фраза. Мы хотим удивить молодёжь и тех, кто придёт на выставку! Хотим, чтобы молодежь гордилась своей историей, своими русскими гениями, чтобы многие из них открыли для себя красоту той эпохи. Если новое поколение скажет – «Это круто!» и «разнесет Благую весть» среди своих друзей, мы будем считать, что выполнили свою задачу и передали эстафету в «правильные руки».

Меню
Закрыть
Наверх