13.07.2017

Автолегкопром

Применение материалов легкой промышленности в промышленности автомобильной имеет историю даже более давнюю, чем само автомобилестроение. Ведь на заре зарождения самодвижущихся экипажей, в самых первых экспериментальных автомобилях, построенных ради утверждения самого принципа САМОСТОЯТЕЛЬНОГО передвижения экипажа, использовались материалы текстильной и кожевенной промышленности.

 

Для самых первых

Использование материалов легкой промышленности на транспорте даже старше самого автомобиля: каретам так же были нужны кожи и мягкие обивки кресел. Даже самобеглая коляска Ивана Кулибина, построенная в 1791 году не обошлась без этих атрибутов.

 

Первый в мире автомобиль, построенный Карлом Бенцем, использовал материалы легкой промышленности достаточно необычно на наш современный взгляд. Как отражено в Германском Императорском патенте от 29 января 1886г, это были кожаные обивки единственной скамьи машины, ее мягкая набивка, кожаный приводной ремень, соединявший вал двигателя с трансмиссией и даже накладки тормозных колодок были сделаны из кожи. При максимальной скорости машины в 16 км/ч кожа исправно работала в тормозной системе. Электрическая система зажигания двигателя потребовала хлопчатобумажной изоляции для проводов. Такая конструкция оказалась удачной в плане ремонтопригодности: когда в августе 1888г жена изобретателя предприняла первый в истории автопробег протяженностью 106 км, ей пришлось ремонтировать протершую изоляцию провода свечи зажигания. Фрау Бенц удалось ее восстановить с помощью подвязки от чулка. А стершиеся тормозные колодки ей поменяли в сапожной мастерской.

 

Автокроссовки

Из чего сделаны автомобильные покрышки? Казалось бы, вопрос, ответ на который очевиден – из резины. Но это не совсем так. Без текстильного корда покрышка не будет обладать должными характеристиками. Даже привычная форма современной покрышки без текстиля не возможна. Не говоря уже о способности выдерживать нагрузку и высокие скорости.

 

Любопытно, что история использования текстиля в конструкции автомобильных колес, опять же, старше автомобиля. Первые пневматические колеса были изобретены Робертом Уильямом Томпсоном, патент на которые он получил 10 июня 1846г. Он писал: «Суть моего изобретения состоит в применении эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колёс экипажей с целью уменьшения силы, необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым, облегчая движение и уменьшая шум, который они создают при движении».

 

В тексте патента указано, что камера этих покрышек изготавливалась из парусины, пропитанной и покрытой несколькими слоями парусины. А наружная часть покрышки изготавливалась из полосок кожи, соединенных заклепками. Результаты испытаний новых колес были опубликованы в журнале «Mechanics Magazine» 27 марта 1849 года, где отмечалось снижение сопротивления движению экипажа с ними на 38 % на щебёночном покрытии и на 68 % на покрытии из дроблёной гальки. А удобство езды, легкий ход кареты и ее бесшумность на новых колесах просто покорили испытателей.

 

К сожалению, довести это изобретение до производства Томпсону не удалось и его колесо было забыто.

Повторное «изобретение» пневматической шины в 1888 году Джоном Данлопом не предусматривало текстильного корда, ведь оно было предназначено для велосипедов, а подобными нагрузками справлялось и чисто резиновая покрышка.

 

Зато уже в 1895 году резино-текстильные колеса прогремели в автоспорте: подготовленный братьями Мишлен автомобиль Peugeot «L'Eclair» с пневматическими резино-текстильными покрышками занял третье место в гонке Париж-Бордо-Париж. И это несмотря на многочисленные проколы колес, которые приходилось ремонтировать по ходу гонки – ведь дороги того времени были буквально усыпаны гвоздями от подков.

 

Современные покрышки, даже самые совершенные, не могут обойтись без текстильного корда и брекера. Метал и кевлар могут лишь потеснить текстиль, но не заменить его полностью, и мирно уживаются с текстилем под слоем резины.

 

Пожалуйте в салон

Легкая промышленность поставляла материалы для отделки салонов экипажей задолго до изобретения автомобиля. Кожаные и тканые обивки кресел, внутренних панелей салона применялись еще в каретах. А первые автомобили в части кузова копировали именно их.

 

Прогресс мало что изменил в том вопросе. По сей день в салоне главенствуют ткани и кожа. Как по отдельности, так и в виде композитов – широко используемая в наши дни «экокожа», а по сути - кожзаменитель, немыслима без текстильной подложки.

 

Но кожа натуральная не сдает позиций. Даже в доступных, массовых автомобилях она используется для отделки элементов подверженных сильному истиранию: на ободе руля и ручке переключения передач экокожа просто не выживет.

 

В машинах высокого класса кожей отделывают практически все элементы салона. Но если посмотреть на действительно высококлассные машины, то кожа сдает позиции, а в отделке салона преобладает ткань из натуральных нитей. Это может быть велюр или английское сукно как во многих моделях Rolls-Royce и Bentley, нашем правительственном ЗИЛ-41047.

 

Заокеанские производители машин высшего класса сукно не использовали, отдавая предпочтение велюру. Именно им отделаны салоны президентских лимузинов от General Motors и топовых седанов Toyota Century и Nissan President. Кожа в таких машинах если используется, то только на передних сиденьях, где «обитают» водитель и обслуживающий персонал.

 

Заглянем вглубь

Если говорить о чисто техническом применении материалов легкой промышленности в авто, то их долго искать не надо, достаточно открыть капот.

Приводные ремни двигателя в обязательном порядке содержат текстильный корд. Специальные полотна применяются для армирования бумаги воздушного и масляного фильтров.

 

Более того: в автоспорте используют воздушные фильтры из специального комбинированного полотна, без бумаги вообще. Такой фильтр имеет меньшее сопротивление и позволяет повысить отдачу мотора.

 

Изоляционные материалы на основе текстиля в наши дни в автопроме не используются, хотя и сохранили свои позиции в авиации. Зато для изготовления шумоизоляционных панелей ничего лучше пока не создано.

 

Волокна пропитывают специальными полимерами и в прессформах формируют элементы шумоизоляции авто. После прессования они сохраняют форму, повторяющую профиль соответствующих элементов кузова, что упрощает их монтаж на конвейере автозавода. А по совокупности характерик – эффективности, весу и цене им просто нет равных.

 

В общей сложности около 30% деталей современного автомобиля изготавливаются предприятиями легкой промышленности либо полностью, либо содержат в своей конструкции такие элементы.

 

Меню
Закрыть
Наверх